Контейнирование и уровни мышления по Уилфреду Биону

Мой блог / Просмотр публикации

Уилфред Бион начинал свою деятельность как последователь и анализант Мелани Кляйн, развивая ее теорию объектных отношений, однако вскоре он отделился от своей наставнице и внес важнейший вклад в данное направление в виде концепций об уровнях мышления и контейнирования.

Уилфред Бион начал изучение детской психики с рассмотрения уровней мышления. Так, он говорит о том, что изначально ребенок рождается в недифференцированной кашей из ощущений, которые он не может понять, осмыслить или репрезентировать в сознании. Такие ощущения Бион назвал Бета-элементами.

Элементы бета являются просто сенсорными впечатлениями, необработанными, недостаточно дифференцированными примитивными эмоциональными переживаниями, неприспособленными для того, чтобы ими думали, мечтали или их запоминали. И так как такие элементы не могут быть осмыслены то и проживаются они в основном телом и через тело.

Развитие ребенка происходит за счет означивания и репрезентации таких элементов в сознании, с помощью иного уровня мышления или так называемых альфа-элементов.

Элементы альфа — это элементы бета, трансформированные в сознательный визуальные, аудиальные и кинестетические образы. Они приспособлены к воспроизведению в виде сновидений, бессознательных фантазий в период бодрствования и воспоминаний. Они являются обязательной составляющей зрелого, здорового психического функционирования.

Когда ребенок означивает свои недифференцированные ощущения, он получает возможность справляться с ними и контролировать их. Но для нас, конечно, намного важнее вопрос, как же происходит такое означивание и символизация.

А происходит оно за счет взаимодействия с матерью, а в частности за счет таких процессов как проективная идентификация и контейнирование.

 

Проективная идентификация и контейнирование

Термин проективная идентификация вы уже должны знать если смотрели мой ролик посвященный теории Мелани Кляйн, которая, собственно, и ввела этот термин.

Проективная идентификация – это не простая проекция, это процесс при котором один субъект проецируя те или иные качества на другого субъекта заставляет его вести себя определенным образом.

Как же это выражается у ребенка, да на самом деле очень просто. Если ребенок испытывает какие-то неприятные ощущения, то он проецирует их на свою маму, как бы перенося те или иные проблемы из себя в нее. При этом ребенок начинает плакать или кричать, таким образом заставляя маму предпринять действия, по успокоению. В этом процессе и кроется ключ к формированию символического мышления и контейнированию.

Контейнирование это достаточно сложный термин, но если говорить грубо, то он означает создание контейнера для тех или иных переживаний. А сам процесс контейнирования во многом проявляется как процесс отражение матерью реакций ребенка.

Приведем пример с голодом. На самом деле, предполагается, что психика ребенка настолько не сформирована, что он даже не способен, собственно говоря, понять, что он испытывает голод. Для него голод – это пока лишь общее ощущение крайнего дискомфорта.

Ребенок проявляет этот дискомфорт во вне, в виде слез, заставляя маму подойти и предпринять какие-то действия. При этом, по сути, именно мама и решает, что нужно сделать покормить, запеленать, погладить или что-то другое. Но так или иначе, если она предпринимает правильные действия, то она снимает дискомфорт ребенка.

В этом моменте и проявляется контейнирование, потому что мать как бы помещает непонятные ребенку чувства в понятную и логичную среду. Она как бы говорит, ты сейчас не умираешь, а просто испытываешь голод, а чтобы с ним справиться надо покушать.

Заботящийся объект принимает бета-элементы, трансформирует их в альфа-элементы и возвращает их младенцу в преобразованном виде, а психика младенца интроецирует их вместе с трансформирующей альфа-функцией, формируя собственную альфа-функцию - аппарат, отвечающий за символизацию, запоминание, грезы и мышление.

Мать как бы предоставляет свой аппарат для думания мыслями ребенку, который постепенно интериоризирует его, становясь, все более способным выполнять самостоятельно функцию контейнирования.

И тоже само происходит и во взрослом возрасте на сеансе у психотерапевта, например, когда клиент печально рассказывает свою историю, а гештальт-терапевт указывает ему, что он на самом деле чувствует грусть или обиду и само это словесное обозначение для чувств, которые клиент мог раньше не осознавать и помогает ему справляться с ними.

 

Травма

Как вы могли понять здоровое развитие заключается в постепенном переходе элементов бета в элементы альфа, за счет материнского контейнирования, когда она своим отношением, реакциями и заботой помогает ребенку означить свои недифференцированные чувства.

Отсюда логично предположить, что травма в развитии выглядит противоположно этому процессу, то есть она происходит тогда, когда у ребенка теряется возможность дифференцировать свои ощущения и чувства за счет их означивания. Такое может произойти в результате ряда причин.

  1. Неадекватность матери. В этом плане стоит вспомнить понятие введенное Винникоттом, которое мы рассматривали в предыдущем видео, о достаточно хорошей матери, которая способна угадывать потребности ребенка. Так вот если мать не способна понять своего ребенка, отвергает его или вообще сама контейнирует в нем, свои проблемные чувства, то тогда, она, по сути, отвергает проективную идентификацию и возврата обработанных бет элементов не происходит.
  2. Ребенок не способен переносить фрустрации и контейнирует слишком много тревоги и переживаний, с которыми его мать просто не справляется. В этом случае ребенок вынужден выстраивать гипертрофированный аппарат для проективной идентификации.

Это все приводит к тому, что ребенок теряет возможность означивать свои переживания и чувства, а следовательно, и справляться с ними и контролировать их. Однако, Бета элементы просятся наружу, что приводит к их отреагированию и выражению в той или иной симптоматике. 

В качестве такой симптоматики, можно говорить о различных вариантах телесного отреагирования. Частым примером являются тики, некоторые к таким симптомам отнесли бы и кататонию. Сюда же можно отнести речевые проявления, которые не связаны с означиванием. Например, здесь можно говорить о бессмысленной речи шизофреника, или просто о речи говорливого клиента, который вещает не по теме.

Ну и в психотическом варианте здесь можно говорить о галлюцинациях, которые по своей сути являются попыткой, все-таки хоть как-то формализовать бета-элементы. И наверно тоже самое можно сказать и о сновидениях.

 

Терапия

Как вы могли догадаться из вышеописанной теории, терапия по Биону сводиться к достаточно простой схеме – необходимо помочь пациенту обозначить свои бета-элементы, а проще говоря, понять самого себя и свои проявления.

По мнению Биона, пациент, входя в перенос, будет стремится. Посредством проективной идентификации, пытаться вызвать в аналитике те чувства, которые не в состоянии выдерживать внутри себя, но бессознательно хочет выразить и которые аналитик должен понять как сообщение

И в этом смысле психоаналитику необходимо иметь достаточную интуицию и проницательность, чтобы не вовлекаться в повторение ранних объектных отношений, но проинтерпретировать их. Ибо важнейшей задачей анализа является трансформация немыслимого опыта в опыт мыслимый, обрабатываемый психически

Для достижения этих целей аналитик должен идентифицироваться с психической реальностью пациента и сконцентрироваться на том, что происходит в настоящий момент.

 

Заключение

Теория Биона, по-видимому, во многом была сформирована его собственным травматическим опытом военных действий, когда на его глазах погибали, его друзья и товарища. Невозможность понять и переварить произошедшее прошла с ним через всю его жизни.

Однако, это дало плоды в виде еще одной теории в рамках школы объектных отношений. И сейчас понятие о контейнировании, а также необходимость осмысливать и означивать переживания пациентов является чуть ли не основой психоанализа. 

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, бион, винникотт, холдниг, контейнирование, теория, уровни мышления
Комментарии
Алёна Андреевна Самортова
В очередной раз прочла с большим удовольствием. Вы молодец, замечательно обозначаете материал!
№1 | 25 августа 2021
Крек Александр Сергеевич
Спасибо, статья оказалась мне полезной.
№1 | 25 августа 2021
Никитин Алексей Александрович
Очень интересная и подробная статья.
Спасибо за информацию
№1 | 25 августа 2021
Смирнова Светлана Евгеньевна
Замечательный материал. Спасибо за публикацию.
№1 | 25 августа 2021
Сергеева Дарья Владимировна
Очередной респект Вам. Спасибо!
№1 | 25 августа 2021
Татьяна #459544
Благодарю за статью, самая суть!
№1 | 5 марта 2022
Бирзгал Ирина Рашитовна
Спасибо, статья оказалась для меня очень своевременной. Информация подана научно и просто.
№1 | 16 июня 2022
Горнова Мария Александровна
Это очень интересно! Давно искала адекватную концепцию контейнирования. Огромное спасибо! Можете ли вы посоветовать литературу по этой теме?
№1 | 7 февраля 2023
Авдеев Павел Сергеевич
Горнова Мария Александровна, Наверно, только книги с статьи самого Биона.
№1 | 7 февраля 2023
Денежный клиент
Огромное вам спасибо за статью!
Долго не понимала термин - контейнирование, вы очень доступно объяснили!)
№1 | 29 июля 2023
[ Читать все комментарии (15) ]    [ добавить комментарий ]