Контейнирование и уровни мышления по Уилфреду БионуМой блог / Просмотр публикации
Уилфред Бион начинал свою деятельность как последователь и анализант Мелани Кляйн, развивая ее теорию объектных отношений, однако вскоре он отделился от своей наставнице и внес важнейший вклад в данное направление в виде концепций об уровнях мышления и контейнирования. Уилфред Бион начал изучение детской психики с рассмотрения уровней мышления. Так, он говорит о том, что изначально ребенок рождается в недифференцированной кашей из ощущений, которые он не может понять, осмыслить или репрезентировать в сознании. Такие ощущения Бион назвал Бета-элементами. Элементы бета являются просто сенсорными впечатлениями, необработанными, недостаточно дифференцированными примитивными эмоциональными переживаниями, неприспособленными для того, чтобы ими думали, мечтали или их запоминали. И так как такие элементы не могут быть осмыслены то и проживаются они в основном телом и через тело. Развитие ребенка происходит за счет означивания и репрезентации таких элементов в сознании, с помощью иного уровня мышления или так называемых альфа-элементов. Элементы альфа — это элементы бета, трансформированные в сознательный визуальные, аудиальные и кинестетические образы. Они приспособлены к воспроизведению в виде сновидений, бессознательных фантазий в период бодрствования и воспоминаний. Они являются обязательной составляющей зрелого, здорового психического функционирования. Когда ребенок означивает свои недифференцированные ощущения, он получает возможность справляться с ними и контролировать их. Но для нас, конечно, намного важнее вопрос, как же происходит такое означивание и символизация. А происходит оно за счет взаимодействия с матерью, а в частности за счет таких процессов как проективная идентификация и контейнирование.
Проективная идентификация и контейнированиеТермин проективная идентификация вы уже должны знать если смотрели мой ролик посвященный теории Мелани Кляйн, которая, собственно, и ввела этот термин. Проективная идентификация – это не простая проекция, это процесс при котором один субъект проецируя те или иные качества на другого субъекта заставляет его вести себя определенным образом. Как же это выражается у ребенка, да на самом деле очень просто. Если ребенок испытывает какие-то неприятные ощущения, то он проецирует их на свою маму, как бы перенося те или иные проблемы из себя в нее. При этом ребенок начинает плакать или кричать, таким образом заставляя маму предпринять действия, по успокоению. В этом процессе и кроется ключ к формированию символического мышления и контейнированию. Контейнирование это достаточно сложный термин, но если говорить грубо, то он означает создание контейнера для тех или иных переживаний. А сам процесс контейнирования во многом проявляется как процесс отражение матерью реакций ребенка. Приведем пример с голодом. На самом деле, предполагается, что психика ребенка настолько не сформирована, что он даже не способен, собственно говоря, понять, что он испытывает голод. Для него голод – это пока лишь общее ощущение крайнего дискомфорта. Ребенок проявляет этот дискомфорт во вне, в виде слез, заставляя маму подойти и предпринять какие-то действия. При этом, по сути, именно мама и решает, что нужно сделать покормить, запеленать, погладить или что-то другое. Но так или иначе, если она предпринимает правильные действия, то она снимает дискомфорт ребенка. В этом моменте и проявляется контейнирование, потому что мать как бы помещает непонятные ребенку чувства в понятную и логичную среду. Она как бы говорит, ты сейчас не умираешь, а просто испытываешь голод, а чтобы с ним справиться надо покушать. Заботящийся объект принимает бета-элементы, трансформирует их в альфа-элементы и возвращает их младенцу в преобразованном виде, а психика младенца интроецирует их вместе с трансформирующей альфа-функцией, формируя собственную альфа-функцию - аппарат, отвечающий за символизацию, запоминание, грезы и мышление. Мать как бы предоставляет свой аппарат для думания мыслями ребенку, который постепенно интериоризирует его, становясь, все более способным выполнять самостоятельно функцию контейнирования. И тоже само происходит и во взрослом возрасте на сеансе у психотерапевта, например, когда клиент печально рассказывает свою историю, а гештальт-терапевт указывает ему, что он на самом деле чувствует грусть или обиду и само это словесное обозначение для чувств, которые клиент мог раньше не осознавать и помогает ему справляться с ними.
ТравмаКак вы могли понять здоровое развитие заключается в постепенном переходе элементов бета в элементы альфа, за счет материнского контейнирования, когда она своим отношением, реакциями и заботой помогает ребенку означить свои недифференцированные чувства. Отсюда логично предположить, что травма в развитии выглядит противоположно этому процессу, то есть она происходит тогда, когда у ребенка теряется возможность дифференцировать свои ощущения и чувства за счет их означивания. Такое может произойти в результате ряда причин.
Это все приводит к тому, что ребенок теряет возможность означивать свои переживания и чувства, а следовательно, и справляться с ними и контролировать их. Однако, Бета элементы просятся наружу, что приводит к их отреагированию и выражению в той или иной симптоматике. В качестве такой симптоматики, можно говорить о различных вариантах телесного отреагирования. Частым примером являются тики, некоторые к таким симптомам отнесли бы и кататонию. Сюда же можно отнести речевые проявления, которые не связаны с означиванием. Например, здесь можно говорить о бессмысленной речи шизофреника, или просто о речи говорливого клиента, который вещает не по теме. Ну и в психотическом варианте здесь можно говорить о галлюцинациях, которые по своей сути являются попыткой, все-таки хоть как-то формализовать бета-элементы. И наверно тоже самое можно сказать и о сновидениях.
ТерапияКак вы могли догадаться из вышеописанной теории, терапия по Биону сводиться к достаточно простой схеме – необходимо помочь пациенту обозначить свои бета-элементы, а проще говоря, понять самого себя и свои проявления. По мнению Биона, пациент, входя в перенос, будет стремится. Посредством проективной идентификации, пытаться вызвать в аналитике те чувства, которые не в состоянии выдерживать внутри себя, но бессознательно хочет выразить и которые аналитик должен понять как сообщение И в этом смысле психоаналитику необходимо иметь достаточную интуицию и проницательность, чтобы не вовлекаться в повторение ранних объектных отношений, но проинтерпретировать их. Ибо важнейшей задачей анализа является трансформация немыслимого опыта в опыт мыслимый, обрабатываемый психически Для достижения этих целей аналитик должен идентифицироваться с психической реальностью пациента и сконцентрироваться на том, что происходит в настоящий момент.
ЗаключениеТеория Биона, по-видимому, во многом была сформирована его собственным травматическим опытом военных действий, когда на его глазах погибали, его друзья и товарища. Невозможность понять и переварить произошедшее прошла с ним через всю его жизни. Однако, это дало плоды в виде еще одной теории в рамках школы объектных отношений. И сейчас понятие о контейнировании, а также необходимость осмысливать и означивать переживания пациентов является чуть ли не основой психоанализа. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, бион, винникотт, холдниг, контейнирование, теория, уровни мышления
|
Спасибо за информацию
Долго не понимала термин - контейнирование, вы очень доступно объяснили!)
Добавить комментарий »