Дональд Винникотт о том как стать достаточно хорошей матерьюМой блог / Просмотр публикации
Дональд Винникот является значимым теоретиком школы объектных отношений, и именно его вклад в психоанализ мы и обсудим в данном видео. В начале своей психоаналитической деятельности Винникот развивал идеи Мелани Кляйн, однако со временем переосмыслил кляйнианскую школу и выступил против её радикализма в психоанализе. Винникотт отстаивал точку зрения, согласно которой влечения, которые Фрейд ставил во главу угла вообще не играют в развитии личности особой роли. Все дело в том, как развиваются отношения. По мнению Винникотта младенец появляется на свет с уже существующей потребностью в отношениях, но вот готовность к ним, способность их строить – это то, что появляется со временем. И именно в процессе отношений формируется Я человека или его Селф, которое Винникот и рассматривает как основу своей теории.
Стадии развития объектных отношенийЕсли Я является продуктом объектных отношений, то и развивается Я в процессе развития этих самых отношений, а точнее в процессе развития зависимости от объекта. Таким образом выделяется три стадии такой зависимости.
Границы между этими стадиями очень приблизительны и могут наступать в разные сроки. При этом стадия относительной независимости не заканчивается никогда. Независимость может быть только достаточной для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Теперь же мы подробнее обсудим механизмы прохождения каждой из стадий
Достаточно хорошая мать и «Холдинг»Одно из основных понятий, которое Винникотт ввел в психоанализ это – достаточно хорошая мать – мать, которая способна после рождения ребенка погрузиться в состояние, которое называется нормальная материнская озабоченность. И именно достаточно хорошая мать является гарантом прохождения первой стадии для ребенка. Винникотт связывал ее с особым чувствительным состоянием, которое возникает у матери ещё во время беременности и длится несколько месяцев после родов. Оно позволяет женщине «настроиться» на ребёнка и подобрать подходящий только для него способ заботиться о нём. Это состояние, в котором мать переживает своего собственного младенца как продолжение самой себя. В итоге потребность матери покормить младенца грудью появляется синхронно с потребностью младенца в материнской груди. Этот процесс становится периодичным, циклы синхронизируются и тогда младенец получает следующий неоценимый опыт: как только у меня появилось желание, сразу появилось нечто, с помощью чего это желание удовлетворено. И в этом акте младенец переживает чувство всемогущества. Именно такое взаимодействие с матерью закладывает основу чувства, что мир обладает свойством предсказуемости, что становится основой базового доверия к миру. Для определения процесса такой заботы Винникотт придумал широкий термин «холдинг». Холдинг — это «ансамбль» внимания, которым ребенок окружен с рождения. Он состоит из суммы ментального и аффективного, сознательного и бессознательного в самой матери, а также в ее внешних проявлениях материнской заботы. Родители не только пытаются защитить ребенка от травмирующих аспектов физической реальности, но они также пытаются оградить его душевный мир от встреч с чрезмерно сильным чувством беспомощности. В этом и состоит холдинг. Холдинг, согласно Винникотту, формируется во время общения матери и ребёнка благодаря естественным знаниям женщины, «которых ей не почерпнуть из книг». Она чувствует, когда и как младенца нужно взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. Предсказуемость матери и ощущение контроля является основной для формирования объекта, так как ребенок, ощущая безопасность, может позволить объекту существовать отдельно от него. Если же мать не является достаточно хорошей, если она не способна улавливать его потребности, тогда ребенок частично будет получать кормление, когда он этого не хочет, и напротив, не получит, когда желание возникло. Это и будет преждевременным вторжением реальности в мир фантазии. Однако, как воздействие плохой матери не являются полезным для ребенка, так и воздействие идеальной матери, которая мгновенно удовлетворяет все его потребности не может быть адекватным. И здесь Винникотт говорит об оптимальном уровне фрустрации. Между матерью и ребенком происходят некоторые несовпадения, они являются источником первых, очевидных переживаний отдельности и реальности. Материнский объект, который обычно удовлетворяет, ощущается как находящийся на некотором, но не слишком большом, расстоянии от субъекта, ребенка. Здесь же включается и агрессия самого ребенка, которая в концепции Винникота рассматривается как созидательное начало. Изначально ребенок воспринимает объект как часть своего Я. Чтобы проверить объект на устойчивость, он перемещает его за границы своего Я, по сути, уничтожает. Когда ребенок это делает и обнаруживает, что, несмотря на это агрессивное поведение, объект все-таки не уничтожился, это означает, что объект надежен, ему можно доверять и с ним можно строить отношения. Винникотт писал о том, что у детей с определенного возраста самая любимая игра – это чтобы что-то спрятать, а потом найти («секретики»). Закапывание – это, на бессознательном языке, уничтожение. Мы уничтожаем что-то, а потом с огромным удовольствием обнаруживаем, что оно не уничтожено, оно существует, оно вынесло нашу агрессию. В атмосфере надежности, которую мать уже доказала, ребенок может использовать «дорожки памяти» предыдущего удовлетворения, таким образом создается промежуточное пространство между субъективной и объективной реальностью. В этом иллюзорном пространстве возможно формирование репрезентации материнского объекта — символа, который может замещать реальную мать на определенное время и Это делает переносимой дистанцию и отсрочку удовлетворения. Таким образом, создается образ хорошего объекта, который присутствует во внутреннем мире ребенка и является опорой для того, чтобы вынести опыт существования как отдельного существа.
Переходные объекты и иллюзорное пространствоФормирование символического пространства с помощью достаточно хорошей матери позволяет ребенку перейти на следующую стадию развития – стадию относительной зависимости. Винникотт выдвинул предположение о существовании переходной между объективной и субъективной реальности. Эта область получила у Винникотта название зона непосредственного опыта. Когда младенец появляется на свет, он какое-то время существует только в своей внутренней реальности. Внешней реальности для него пока нет, он от нее оторван. От этого субъективного мироощущения он должен перейти к принятию окружающей реальности как таковой. Винникотт утверждал, что такой переход ни в коем случае не может совершиться одномоментно, иначе это была бы предельная из возможных травм для ребенка. Этот переход должен совершаться постепенно, и зона непосредственного опыта является той переходной зоной, через которую можно постепенно принять окружающий мир. И в этом по мнению Винникота ребенку помогают так называемые транзиторные или переходные объекты. Винникотт наблюдал детей с самого рождения. Он обратил внимание, что, начиная с определенного момента, обычно в 3-4 месяца, ребенок начинает тянуть в рот те предметы, которые оказываются доступны – игрушки, уголок одеяла или подушки, т.е. ребенок начинает вплетать в границы своего Я предметы, которые на самом деле продолжением его Я не являются. Эти первые объекты, используемые ребенком, и получили у Винникотта название переходных объектов. Переходный объект спасает ребенка от депрессивного состояния и помогает ему нетравматично переносить периоды, когда мамы рядом нет. Это и есть тот объект, который постепенно обеспечивает ему принятие окружающего мира. На ранней стадии переходным объектом выступает кусочек одеяла, потом – любимая игрушка, которую ребенок начинает таскать с собой повсюду. А у взрослых переходным объектом служат фотографии и вещи напоминающие о других людях. Надо понимать, что переходный объект ни в коем случае нельзя отнимать у ребенка насильно, он в нем нуждается, это значит, что его окончательная сепарация от окружающего мира еще не произошла. Переходный объект является одним из видом так называемых иллюзий, наполняющих срединную зону. Иллюзия – это то, что сознательно воспринимается субъектом, как отличное от реальности, но при этом наделено всеми свойствами такой реальности. И если сначала иллюзия – это игрушка, то позднее для детей такой иллюзией становится игра. Например, когда дети играют в войну – т.е., играют во взрослых, они сознательно отдают себе отчет, что это не война, и никто никого не убивает, но они испытывают все эмоции, как если бы это было на самом деле. Винникотт подчеркивал, что реальность сама по себе настолько невыносима, что без подстраховки иллюзией не может быть принята нетравматично. Сначала ребенку кажется, что все вокруг – это продолжение его самого. Принятие реальности происходит следующим образом: ребенок в своей фантазии сначала творит мир объектов вокруг себя, а потом, убедившись в его безопасности, позволяет ему существовать. А чтобы убедиться в безопасности мира объектов, нужно чтобы он обладал качеством предсказуемости, также как и постепенно удаляющаяся мать.
Травма реальностью и Расщепление ЯКак уже было сказано идеальное развитие проходит именно в иллюзорном пространстве. Сначала ребёнок формирует иллюзию всемогущества и управления матерью, что создает для него ощущение стабильности, затем он воплощает иллюзию самой матери в переходных объектах. Но что произойдет если эта самая иллюзия встретиться с реальности. Произойдет то, что Винникот и называл травмой. Реальность – это то, обо что разбиваются любые иллюзия, усилия и надежды. Например, представьте себе поездку в метро. Никогда нет гарантии, что не произойдет теракта, но мы не боимся, потому что в каждом из нас живо ощущение всемогущества наших желаний: взрыва не произойдет, потому что мы этого не хотим. Если же теракт действительно произойдет, то это будет вторжением реальности в область фантазий, с которой мы ничего не сможем сделать и тогда желание ездить в метро может отпасть надолго. Мы доверяли миру, потому что он был предсказуем, и вдруг мир утратил чувство предсказуемости, и мы на какое-то время перестаем ему доверять. Так что же происходит, если вторжение реальности все-таки имеет место в процессе развития? Винникотт пишет, что происходит расщепление Я на две части, каждая из которых действует по своему сценарию примерно, как в теории когнитивного диссонанса.
Можно допустить, что в каких-то случаях тот или иной сценарий охватит всю личность целиком, но это происходит крайне редко. Чаще случается именно расщепление, и одна часть личности действует по психотическому сценарию, а другая – по сценарию максимального приспособления к реальности. В итоге существует внутренняя часть Я, которая не поддерживает с реальностью никаких отношений, и обращенная к миру оболочка, которая никак не соотносится с реальностью внутренней, а занята только построением отношений с внешней средой. Возникает изоляция, связь между ними теряется и образуется то, что Винникотт назвал ложной самостью
Ложная самостьЛожная самость – это состояние человека, который чувствует необходимость не столько жить, сколько выживать, занимая предельно конформистскую позицию. Все его усилия направлены на максимальное приспособление к существующим условиям. Такой человек может выглядеть социально очень успешным, он может в жизни многого добиться, но про таких людей говорят: он страдает, и сам об этом не подозревает. За счет этого максимального приспособления к реальности его истинный творческий потенциал остается не реализованным, так как он основан прежде всего на фантазии. А у него фантазии как элемент внутреннего мира оказались вычеркнутыми из его реальной жизни. Ложная самость может быть двоякой: 1) как маска, т.е. человек может осознавать в себе определенный творческий потенциал, который остается нереализованным; 2) ложная самость может пропитывать человека насквозь, тогда о своем потенциале он сам не подозревает. Иногда, чтобы понять, что у человека под ложной самостью скрыта истинная, нужно, чтобы жизнь его поставила в стрессовую ситуацию, или это может открыться в процессе анализа.
ТерапияСогласно Винникотту, классическая техника интерпретаций, подходящая невротическим анализантам, не годится для субъектов с дефицитом в раннем эмоциональном развитии: эти анализанты нуждаются в конкретном аффективном опыте, посредством которого они могут регрессировать для того, чтобы пойти по новому пути Основной принцип терапии по Винникоту состоял в регрессии пациента к детскому состоянию и переноса на терапевта значимого объекта. Идея состояла в том, чтобы заместить предыдущие отношения и помочь клиенту наконец выделить реальный объект в виде личности терапевта на фоне фантазий и виде переноса образа отца или матери. Для этого Винникот удовлетворяет потребности, которые возникают у клиента в переносе, в том числе – потребностей в нападении, в атаке. Как объект переноса терапевт подвергается попыткам уничтожения, и если он не позволяет себя уничтожить, он превращается для пациента в реальный объект, с которым можно строить реальные отношения. Терапия становится игрой, ведь терапия тоже принадлежит зоне непосредственного опыта. В этом процессе клиент одновременно осознает, что перед ним сидит не его отец, но он ведёт себя так, как если бы это был мой отец. И это позволяет клиенту корректировать его опыт Винникотт говорил, что терапия действенна до тех пор, пока она остается в рамках игры. Если она уходит в сферу магических фантазий или, наоборот, в сферу реальности – она перестает быть терапией.
КаракулиВинникотт также известен своей арттерапевтической методикой под названием Каракули. В этой игре терапевт проводит произвольную линию, которую затем продолжает ребенок. Затем ребенку предлагается выделить из общего фона отдельные объекты и рассказать свои ассоциации, возникающие по их поводу. В частности, описан такой случай работы Винникота с ребенком со сросшимися пальцами. В начале Винникотт нарисовал небольшую каракулю на листке бумаги и предложил ребенку продолжить нарисованную линию. После первой же каракули ребенок сразу же сказал: «Это нога утки». Можно было предположить, что он хочет поговорить именно о своем недуге, и тогда психолог дорисовал каракулю до ноги утки, а ребенок нарисовал рядом вторую ногу. А затем ребенок уже нарисовал целую утку, плывущую по озеру, тем самым он видимо хотел передать позитивные качества утки, после чего он нарисовал еще и рожок. Мальчик рассказал о том, что он умеет немного играть на пианино., но так как речь шла о его заболевании, можно было предположить, что он связал свой недуг с игрой на инструменте. Он сказал, что любил музыку и хотел бы играть на флейте. Учитывая, что ребенок был веселым и с чувством юмора, Винникотт сказал, что утке должно быть сложно играть на флейте, и ребенок засмеялся. Этот небольшой пример на самом деле хорошо описывает суть методики, которая позволяет провести определенную диагностику и даже получить терапевтический эффект. Очевидно, что мальчик не был готов признать свое заболевание и это его волновало, однако через такие каракули вполне было возможно помочь ему принять реалистичный образ самого себя и отыграть эмоции с ним связанные.
ЗаключениеВинникотт оказал влияние не только на психоанализ, но и на психологию в целом, что выразилось прежде всего в его заявлении о том, что необходимо наконец отстать от мамочек со своими психологическими советами. Однако, и в рамках психоанализа он стал очень значимой личностью предложив новый подход в рамках теории объектных отношений. Ему удалось в определенной мере описать процесс развития объектных отношений, а также такой механизм как холдинг, который сейчас также зовут контейнированием и который входит в современный список защитных механизмов, хотя понимается разными авторами абсолютно по-разному. Об этом мы, кстати, и будем говорить в следующем видео. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, Дональд Винникот, холдинг, контейнирование, достаточно хорошая мать, переходные объекты,
|
Добавить комментарий »