Эмоциональный мозг и психическая травмаМой блог / Просмотр публикации
Основы теории эмоционального мозга можно найти еще в работах Бехтерева, который доказывал, что эмоции формируются не корой и не нашим мышление, а где-то в другом месте. Собственно ученые достаточно долго пытались обнаружить это место и в итоге ведущей теорией на сегодня в области эмоций стала теория эмоционального мозга. Эту теорию в свою время создали Майер и Солоувей, а наиболее широкое распространение она получила в трудах журналиста Дэниэла Гоулмана ну и затем нашла множество иных экспериментальных подтверждений. В целом теория эмоционального мозга состоит в том, что наш мозг можно поделить на рациональную часть, куда относятся корковые отделы и на эмоциональную часть куда относится так называемая лимбическая система. Эта система включает в себя ряд структур промежуточного мозга, ответственных за наши потребности, эмоции, сон и другие функции. При этом рациональный и эмоциональный мозг не то, чтобы хорошо дружат между собой, ведь как показали исследования Мэтью Либермана, кора служит нам для того, чтобы подавлять и контролировать подкорку, а активация подкорки, наоборот, приводит к подавлению коры нашего мозга и рационального мышления. Но это все мы помним еще из предыдущего ролика, где как бы создается впечатление что наши эмоции и когниции борются между собой. Однако, чаще такое происходит только в ситуации сильного стресса, в обыденной же жизни эти части работают как бы одновременно, выполняя различные функции. Точнее обе части выполняют функцию оценки поступающей информации и реализации ответных реакций на нее, но делают они это по-разному. Так информация, попадая в наш мозг как бы разделяется на два потока. Первый из них проходит рациональную оценку с помощью префронтальной коры, проще говоря здесь мы самостоятельно и рационально анализируем полученную информацию и принимаем сознательное решение о ее значении и важности. Такая оценка требует когнитивных ресурсов и потому проходит достаточно медленно. Второй поток проходит эмоциональную оценку попадая в лимбическую систему. И здесь Лимбическая система использует эмоциональную т.е. условно и безусловно рефлекторную систему оценок. И если тот или иной стимул когда-то вызывал у вас страх, то при его повторном появлении ваша миндалина снова возбудиться, и мы снова испытаем страх Причем такая эмоциональная обработка осуществляются в разы быстрее чем рациональная, что связано с нашей биологией. Ведь когда мы были обезьянками, нам намного важнее было мгновенно среагировать на что-то страшное, нежели размышлять над появившимися в кустах святящимися глазами в течении трех часов. Таким образом, если стимул отвечает каким-то условным или безусловным рефлексам, например, он новый, неожиданный или сексуально привлекательный, то мы реагируем быстро и инстинктивно и уже потом обдумываем. Если же мы имеем какую-то сложную ситуацию, например перед нами лежит учебник с математической задачкой, то мы обдумываем и оцениваем ее, в чем основную роль играет наша кора. При этом как я уже сказал обе эти системы находятся во взаимодействии и не только взаимно подавляют друг друга но порой и наоборот взаимно провоцируют. Например, вы ночью неожиданно видите пугающий силуэт, видимо в комнату закрался маньяк и ваша лимбическая система бьет тревогу, однако затем вы понимаете, что это лишь тень и ваша кора успокаивает вашу лимбическую систему. Примерно так работает когнитивная терапия, у вас начинается паническая атака и вы думаете, что умираете, но терапевт вам сказал, что паническая атака не смертельна и вы успокаиваетесь. Это ситуация подавления корой лимбической системы. Может быть и обратная ситуация, когда сознательные оценки способны спровоцировать эмоциональный отклик, например, вы подумали, что проваленный экзамен для вас — это конец всего и вся и тогда, такой стимул в виде мысли также будет активировать лимбическую систему и вызывать в вас напряжение и стресс. Это ситуация, когда кора вызывает реакции лимбической системы. Может быть и так, что вы при виде другого человека испытываете напряжение не понимая почему, но чисто интуитивно он вам не нравится. Дело в том, что это ваша миндалина бьет тревогу из-за того, что похожий человек обидел вас в детстве, но вы этого не осознаете и поэтому начинаете рационализировать заявляя, что у человека перед вами просто хмурые глаза. Это ситуация, когда реакция подкорки провоцирует рационализацию со стороны коры. Наконец, вы выходите на выступление, но не можете вымолвить и слова, а все потому, что ваша миндалина опять возбуждена считая, что скоро вам наступит конец и она подавляет кору не давая вам функционировать рационально и адекватно. Таким образом взаимодействия между лимбической системой и корой могут быть очень разносторонними и разнообразными и, по сути, только одно из них кое как вписывается в классическую модель когнитивной терапии, где наши мысли вызывают чувства. И как я уже говорил взаимодействие между корой и лимбической системой достаточно диссоциативно. То есть нам не так уж и просто понимать, что мы чувствуем на данный момент и откуда исходят наши эмоции. Нам не так уж и легко подавить наши эмоции особенно когда это очень нужно, например, в случае панических атак, фобий или страха выступлений. И нам не так уж и просто понять причины наших поступков. И кстати все эти возможности зависят от нашего так называемого эмоционального интеллекта. Но мы пойдем дальше и постараемся понять, как же работают две эти системы. С рациональной в принципе все понятно, она вычисляет, анализирует и строит план действий исходя из смысла проблемной ситуации. А обучается она когнитивно за счет накопления знаний и семантической памяти. С эмоциональной частью все не так. Ей надо реагировать быстро, поэтому она работает на основе конкретных ситуаций и признаков событий используя эпизодическую память. При этом в отличии от рационального мозга, который смотрит в суть ситуации, лимбическая система постоянно анализирует контекст, в котором мы находимся. И это опять же понятно, задача лимбической системы запомнить признаки ситуации, которые могут привести к опасности, а среди таких признаков может оказаться что угодно. И вполне возможно, что кто-то начнет боятся воды, если его в детстве покусала собака рядом с водоемом. Наконец, лимбическая система в большей мере пользуется именно имплицитной или неосознаваемой памятью, то есть она запечатлевает то, чего мы даже не замечаем или не способны осознать. В итоге лимбическая система запоминает множество признаков ситуации и реакцию на них. И в следующий раз при возникновении схожей стимуляции активируется и запечатленная реакция. А если информация сохранялась в лимбической системе без участия неокортекса, то и воспроизводится она будет без участия нашего сознания, т.е. диссоциативно, и тогда мы реагирует наиболее странным для самих себя образом. Из этих пунктов можно понять в чем состоит основная проблема нашей психики. В любой момент времени лимбическая система неосознанно фиксирует признаки ситуации, ощущения и реакцию на эти признаки, вне зависимости от того связано ли это все между собой. Это приводит к тому, что потом человек болезненно реагирует на вещи, которые не должны были бы вызывать такой реакции. И я приведу пример из серии «Британские ученые доказали». Так вот британские ученые доказали, что, если человек сидит на неудобном стуле он начинает раздражаться на других людей. И такое, казалось бы, бесполезное исследование, ясно иллюстрирует деятельность нашего эмоционального мозга. Те или иные стимулы вполне могут активировать нашу миндалину и вызывать в нас эмоции, которые на самом то деле никак не связаны с ситуацией, но ощущение когнитивного диссонанса заставляет нас интерпретировать наши ощущения именно, в связи с этим объектом и вести себя таким образом чтобы отыграть это ощущение. Именно поэтому, больной фобией будет придумывать что лифт может упасть, пытаясь объяснить себе свой страх, хотя на самом деле причина в том, что в детстве человек упал с движущейся платформы. Или клиент будет жаловаться на то, что у него не получается с девушками, потому что все они меркантильные, хотя на самом деле при встрече с девушками у него просто активируется чувство обиды по отношению к маме и он хочет от девушек получить безусловную любовь, которую не получил от нее. Причем тоже самое может происходить и с поведением, например, человек может начать заикаться после травмы, потому что лимбическая система рефлекторно закрепила проблемы с речью, например, потому что в момент травмы нельзя было кричать. И опять же дело не в том, что именно это движение когда-то реально спасло человека, а дело в том, что так считает наша лимбическая система. И как вы можете видеть исходя из этих позиций, далеко не мысли приводят к эмоциям, но именно эмоции являются первичными в отношении мыслей. Но надо обсудить и еще один момент, почему глубинные психологи считают, что большинство наших травм мы получаем в нашем детстве. Исходя из тех знаний, которые вы получили из прошлых роликов ответ здесь достаточно очевидный. Дело в том, что наша кора развивается намного дольше чем подкорковые зоны и ребенок, рождаясь мыслит именно своей подкоркой и эмоциями. Получается, что основные моменты детства ребенок запечатлевает на рефлекторном и имплицитном, а не на сознательном уровне, с помощью коры. И именно отсюда исходит нарративная теория вытесненной травмы. Данная теория гласит, что мы вытесняем свои травмы просто потому, что неспособны создать целостный нарратив ситуации, т.е. не можем словесно описать ее и вплести его в личностную историю. А у маленького ребенка в принципе не сформированы вербальные способности и именно поэтому мы не помним события раннего детства, что кстати называется феноменом инфантильной амнезии, те же кто заявляет, что помнят их скорее выдумывают. В итоге точно также формируются наши детские когнитивные схемы реагирования и особенности развития нашей личности. Ребенок имплицитно запоминает признаки ситуации, а затем также бессознательно реагирует на них. А когда человек вырастает эти реакции никуда не девается, просто он начинает рационализировать происходящее выдавая объяснения, которые никак не связаны с реальными причинами Например, ребенка в детстве постоянно бил папа, и его лимбическая система запечатлела определенные признаки ситуации, в виде бороды и лысой головы отца. Повзрослев, мужчина почему-то начинает боятся лысых и бородатых мужчин объясняя это тем, что лысые бородачи – все поголовно зеки готовые открутить тебе голову. И также формируются многие особенности нашей личности. Например, если ребенка всю жизнь подавляли, то он вполне может стать интровертом с зажатыми эмоциями. А если мама давала дочке любовь лишь тогда, когда та красовалась перед ее подругами, то тогда мы можем получить девушку с истероидной акцентуацией. А все потому, что наш эмоциональный мозг запечатлевает общие паттерны поведения, которые когда то приводили к подкреплению, а во взрослом возрасте нам становится крайне сложно контролировать подобные реакции, просто потому что мы их не осознаем и даже не можем понять почему мы ведем себя именно таким образом, причем даже тогда когда нам этого не хотелось бы. И именно лимбическая система на сегодня рассматривается как основной физический субстрат нашего бессознательного. Которое как оказывается не такое уж и доброе и ресурсное не смотря на все заявления НЛПеров и эриксонистов. Правда есть один плюс, который приписывают нашему эмоциональному мозгу – это наша интуиция. Интуиция также объясняется деятельностью эмоционального мозга, потому что наша лимбическая система запоминает не только неправильные последовательности действий, но и правильные. Поэтому в том или ином контексте, где кора может не заметить значимых факторов, подкорка замечает их и дает нам сигнал, что-то делать ну или не делать и иногда удивительным образом это приводит к успеху, после чего человек начинает думать, что открыл в себе экстрасенсорные способности. Таким образом у нас имеется бессознательное, которое вполне может работать против нашей воли, а его оценки ситуации могут противоречить нашим сознательным оценкам. И как я уже сказал связано это с ранее выученным материалом. Обычно когнитивная терапия, веря в то, что эмоции определяются мыслями, работает на усиление рациональной части и просто на подавление ненужных эмоциональных реакций. Кстати, говоря здесь, я не имею в виду что подавление — это плохо. Глубинная же и психодинамическая терапия, наоборот, стремиться интегрировать изолированный и диссоциированный материал в сознание, и привести обе системы в согласование друг с другом создавая больше связей между ними. Именно поэтому ваш гештальт-терапевт постоянно спрашивает, что вы чувствуете и указывает вам, на движения, которые вы не замечаете. Далее же мы от нейрофизиологии снова перейдем к когнитивным и психологическим аспектам травмы. Литература
© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психическая травма, психотравма, эмоциональный мозг, нейрофизиология, терапия травмы
|
![]() |
Те или иные стимулы вполне могут активировать нашу миндалину и вызывать в нас эмоции, которые на самом то деле никак не связаны с ситуацией, но ощущение когнитивного диссонанса заставляет нас интерпретировать наши ощущения именно, в связи с этим объектом и вести себя таким образом чтобы отыграть это ощущение.
Спасибо
С удовольствием читаю
Добавить комментарий »