Нейрофизиология психической травмыМой блог / Просмотр публикации
Существование вытесненных травматических воспоминаний – это одна из самых спорных тем в психотерапии, а дебаты по поводу существования скрытых воспоминаний травмы идут уже более полувека и причин здесь несколько.
Однако подобная критика никак не опровергает существование подобных вытесненных травм. И кстати в прошлом ролике мы уже доказали, что вытеснение существует. Проблема скорее состоит именно в методе познания, ведь у нас не существует метода способного прямо в мозге показать связь симптома и того или иного следа памяти. А провести психологический эксперимент, где мы сами будем знать о травме испытуемых, при том, что он то о ней знать не будет, потому что вытеснил и вычленить связь травмы и симптома, как вы понимаете мало выполнимо. Однако, все не так плохо и все-таки на сегодняшний день существуют исследователи, которые занимаются изучением травмы. И в этом видео мы остановимся на работах Доктора Бессел ван дер Колк (Bessel van der Kolk) и его коллег, из которых я упомяну Дэниэла Сигеля, а также Мэтью Либермана. Так вот доктор Бессел ван дер Колк изучал, что происходит в мозге в момент травмы, и чтобы нам понять его идеи необходимо обратиться к базовым знаниям в нейрофизиологии эмоций. Как я уже говорил в курсе по когнитивной психологии схема когнитивной терапии по типу ситуация – мысли – реакция работает далеко не всегда и информация, поступая к нам в мозг разделяется на два потока, один из которых идет в нашу кору и подвергается рациональной оценке, а другой в нашу лимбическую систему, где проходит эмоциональную оценку. Подробно еще расскажу в следующем ролике Для нас здесь прежде всего важна оценка на наличие угрозы, где основную роль играет отдел под названием миндалина. Так вот в обычной жизненной ситуацией – эти отделы работают более-менее согласовано, наша кора контролирует миндалину и осознает импульсы, идущие из нее, а миндалина в принципе слушает кору и, если ничего страшного не происходит, она успокаивается. Однако, надо понимать, что два этих отдела миндалина и кора всегда борются между собой за контроль над ситуацией и как показал Мэтью Либерман, кора и миндалина взаимно подавляют друг друга. Проще говоря, из-за миндалины я могу волноваться при подходе к девушке, но моя кора поможет мне проявить волю и подавить волнение и все-таки подойти к девушке. Однако, в случае запредельного стресса или травмы, успокоить миндалину не получается, так как она впадает в состояние запредельного возбуждения и в итоге берет на себя контроль над нашим поведением. При этом чем более активна миндалина, тем больше тормозится деятельность коры мозга и тем больше снижается степень нашего осознавания и способность принимать рациональные решения. Учёный даже обнаружил, что во время стресса и замыкания процессов на миндалине у человека временно снижается интеллект на 10-15 единиц. Так вот Бесел ван дер Колк показал, что в момент травмы происходит вышеописанный процесс, миндалина активируется поскольку оценивает ситуацию как угрозу жизни она отдает сигнал нижестоящим отделам для выработки стрессовых гормонов, а в частности кортизола и адреналина. Дальше происходит обратное влияние этих гормонов на мозг. Кортизол блокирует деятельность гиппокампа ответственного за наши воспоминания в обычном состоянии и их интеграцию в семантическую сеть памяти. Адреналин усиливает действие миндалины активируя процесс имплицитной памяти и условно-рефлекторной, памяти, которая не осознается, и которая включает в себя телесные, эмоциональные и процедурные или поведенческие аспекты. Таким образом системы, которые обычно работают вместе приходят в рассогласование, также, как и разрушается процесс нормального запоминания. В итоге наша миндалина запоминает на рефлекторном уровне те действия и восприятия, которые привели к выходу из ситуации, а среди таких действий может быть и заикание, и паника и бегство и что угодно еще. При этом такое воспоминание сохраняется в мозге как изолированный участок нейронной сети, к которому у сознания теряется доступ. Таким образом в следующий раз, как только человек наткнётся на тот или иной триггер, который хотя бы чем-то напоминает ситуацию травмы у него активируется та же реакция что и в стрессе, а он не будет понимать почему это происходит. И здесь стоит поговорить про различия вытесненной травмы и посттравматического стрессового расстройства. Разница здесь состоит в типе симптомов расстройств. В случае ПТСР мы имеем то, что в психиатрии зовется позитивными симптомами. Это симптомы, при которых в нашей психике появляется какой-то новый продукт, например галлюцинации при шизофрении или флешбеки при ПТСР. В случае диссоциированной травмы мы также можем видеть позитивные симптомы, ну типа того же заикания или автоматизмов, однако основную суть составляют диссоциированные т.е. вытесненные воспоминания о травме. При этом Ван Дер Колк обнаружил, что у травмированных людей наблюдается физическое усыхание гиппокампа, а также гиперактивация миндалины, что заставляет человека впадать в порочный круг. Миндалина приводит к выбросы стрессовых гормонов, а они подпитывают деятельность миндалины и при этом тормозят деятельность гиппокампа. Из-за этого, у травматиков в целом ухудшается память, и они находятся в постоянном стрессе и тревоге. Резюмируя в момент травмы, активируется наша миндалина, которая запускает реакцию стресса, а эта реакция стресса подпитывает миндалину и тормозит работу отделов ответственных за сознательное запоминание. В итоге человек не способен нормально осмыслить и интегрировать травматическое воспоминание в семантическую сеть памяти, а отрывки этого воспоминания начинают функционировать изолировано в виде различных невротических симптомов. И если сегодня мы поговорили о нейрофизиологии именно травмы и ситуации запредельного стресса, то далее мы обсудим те проблемы, которые появляются у нас в результате обыденных событий и о роли осознания в выздоровлении, а также о других теориях травмы. [1] Bessel A. van der Kolk. The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp. [2] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психотравма, психическая травма, терапия травмы, нейрофизиология, мозг, стресс
|
![]() |
Добавить комментарий »