Теория диссоциации и рождение бессознательного

Мой блог / Просмотр публикации

Всем привет. Мы уже привели с вами множество обоснований глубинной терапии и даже доказали, что люди порой вытесняют свои травмы. Теперь же нам надо показать, что эти самые забытые травмы продолжают оказывать на нас влияние и что-то самое бессознательное все-таки существует.

 

Экспериментальные исследования бессознательного начались не в психоанализе и не с Зигмунда Фрейда как сегодня думает большинство людей и на самом деле наибольшую заслугу в открытии бессознательных процессов стоит приписать гипнотизерам.

Например, такой гипнотизер как Маркиз де Пьюсегюр открыл действия постгипнотического внушения, когда человек исполняет волю гипнотизера уже будучи в сознательном состоянии, но без осознания причин своего поведения.

Джеймс Брейд открыл наличие скрытых слоев в нашей памяти, когда предлагал гипнотикам запоминать списки слов под гипнозом, которые они затем забывали, выйдя из него, но снова вспоминали, заново погружаясь в гипноз. Эти эксперименты послужили основой для современной теории памяти, связанной с состоянием. 

Однако, первую общую модель бессознательного или диссоциации предложил психиатр Пьер Жане.

Жане провел множество экспериментов с постгипнотическим внушением, которые четко показывали, что на человека способны влиять скрытые фиксированные идеи, в то время как гипнотик не будет осознавать причины своего поведения в том числе и тот факт, что это поведение ему внушили.

Например, можно внушить гипнотику, что тот выйдя из гипноза захочет выйти на улицу и открыть зонтик при этом забыв о самом факте внушения, и гипнотик действительно сделает это. А если его затем спросить зачем он это сделал тот найдет какое-нибудь глупое объяснение в стиле того, что собирается дождь хотя на небе ни облачка.

Именно исходя из подобных экспериментов кстати и Фрейд принял идею о существовании бессознательного. Он понял, что также, как и постгипнотическое внушение в нашей психике может содержаться в скрытом виде что-то еще что и приводит к неврозам. Правда потом он решил, что там находятся одни извращенные комплексы…

Но вернемся к Жане, который проводил и множество других опытов, связанных с диссоциацией. Например, его истерички занимались автоматическим письмом, это когда рука человека пишет независимо от него или даже от лица иной личности.

Сюда добавляются и другие гипнотические эффекты, например, эффект каталепсии демонстрирует как можно диссоциироваться от управления собственной конечностью, а феномен амнезии, как можно делать те или иные идеи недоступными сознанию, но при этом сохраняя их в памяти.

Терапевтическая практика Жане указывала на существование скрытых травм и идей, приводящих к болезни. Именно вскрывая вытесненные психотравмы детства ему удавалось устранять те или иные симптомы

Из всех этих опытов Жане вывел свою теорию диссоциации. Так он опирался на классический в те времена термин поля сознания. Поле сознание можно сравнить с метафорой прожектора, когда наше сознание является прожектором, который освещает какую-то часть психического содержания делая его таким образом осознанным. 

В тоже время все то, что находится за пределами границы поля этого света или поля сознания, также продолжает существовать, просто не поддаваясь осознанию.

Что же может находится за пределами поля сознания. В принципе что угодно, а в частности любые элементы нашего опыта и поведения.

Например, поведение, которое осуществлялось независимо от сознания, было названо автоматизмом. Сущность автоматизма заключается в том, что собственная психическая продукция оценивается как не принадлежащая субъекту (это не я двигаю рукой, а она сама левитирует или не я удерживаю ногу, а она как будто прилипла к полу).

Если же за пределами поля сознания находились те или иные образы, идеи или мысли, то их Жане называл фиксированными идеями.

Всю структуру личности он рассматривал как интегрированную систему идей. Фиксированные же идеи – это такие идеи, которые будучи отщеплены от сознания продолжают влиять на состояние и поведение человека. Именно такие идеи и являются основой психотравмы.

При этом по Жане разные люди в разной степени способны удерживать элементы психики в поле сознания. А за такое сдерживание ответственна интегративная функция эго. Если эта функция не развита, то психика человека распадается, и он может стать невротиком или психотиком. Такой же распад или переход за границу поля сознания и был назван диссоциацией.

Таким образом для Жане диссоциация выступала как болезненный процесс, однако позже, именитый психолог Эрнст Хилгард опроверг эту идею.

 

Теория неодиссоциации

В своей теории неодиссоции Эрнст Хилгард уже воспользовался метафорой администратора, а не прожектора.

Хилгард изобразил нашу психику в виде иерархии различных когнитивных подсистем, которые управляют разными психическими процессами. Например, один процесс может быть ответственен за восприятие объекта, а какой-нибудь другой за движение руки.

Вся Психика состоит из таких подсистем, где сознание также выступает лишь в качестве отдельной контролирующей структуры. Так вот диссоциация представляет из себя как бы отщепления различных когнитивных систем от основной контролирующей структуры от структуры сознания.

И если вас не впечатлили эксперименты с каталепсией и внушением которые просто можно подыграть, то Хилгард повторил иной эксперимент Жане, где использовалась болевая стимуляция.

С помощью гипноза испытуемым было дано внушение на анестезию. То есть в соответствии с моделью была диссоциирована когнитивная система ответственная за восприятие боли. Сам Хилгард говорил, что она вышла за амнезийный барьер, так как подобные процессы диссоциации он и связывал именно с амнезией.

В итоге при прямом вопросе об ощущение боли испытуемые действительно не то, что отрицали боль они даже не демонстрировали боль своим видом. Однако, если гипнотизер обращался напрямую к бессознательному, что можно делать, например с помощью автоматического письма, то это самое бессознательное отчитывалось об истинном ощущении боли.

То есть получалось, что все-таки существует определенная инстанция, наблюдавшая за происходящим и не связанная с сознанием. Такую инстанцию Хилгард назвал скрытым наблюдателем.

Правда гипотеза скрытого наблюдателя не подтвердилась, чего нельзя сказать о теории неодиссоциации в целом, ведь она вполне согласуется с иными современными теориями и с рядом нейрофизиологических открытий.

Но очевидно, что мы еще не поняли, как это все соотносится с психологической травмой, ведь Хилгард говорил о здоровой психике, а Жане, скорее рассуждал не о травмах а, наоборот, о больной психике человека, при которой он не способен интегрировать тот или иной травматический материал и поэтому такой человек постоянно получает новые симптомы.

 

Теория диссоциированной травмы

Более близким к современному стало описание диссоциированной травмы основателя психоанализа Йозефа Брейера, который в отличии от Фрейда не заморачивался по поводу либидо и стремления к инцесту.

Брейер уже прямо сказал, что причины психических болезней лежат в психотравмах. А сами травмы происходят тогда, когда человек входит в так называемые гипноидные состояния. Он выделял два вида гипноидных состояние – одно из которых – это состояние покоя или естественного самогипноза, ну а другое – это аффективное состояние, проще говоря, состояние стресса или травмы.

Переходя из такого состояния в обычное, человек часто испытывает амнезию, а это приводит к распаду аффекта и идей. В итоге этот аффект, отделенный от содержания, находит себе иной выход в невротическом симптоме.

И да сейчас это звучало сложно и странно. Но именно эта идея лежит сегодня в основе многих достаточно обоснованных теорий травмы и именно для нее было найдено нейрофизиологическое обоснование, о котором мы поговорим в следующем ролике подробнее.

А сейчас вспомню еще и Беннета Брауна, который заявил, что абсолютно любой невроз подразумевает диссоциативную природу. Эксперименты Беннета Брауна подтвердили давнюю теорию Йозефа Брейреа. В момент травмы человек входит в определенное травматическое состояние.

Воспоминания, воспринятые в этом состоянии, имеют свойство не интегрироваться в общую сеть памяти, что происходит из-за рассогласования деятельности коры и подкорковых зон мозга, которые в момент стресса фиксируют паттерны травматического реагирования.

Браун также заявил, что разные типы расстройств отличаются, по сути, лишь степенью и объектом диссоциации что он и изобразил в своей модели BASK.

Если говорить об объекте диссоциации, то диссоциироваться может любое психическое содержание: поведение, чувства, эмоции и знания. А в зависимости от степени диссоциации можно выделить континуум расстройств, состоящий из нескольких групп.

Например, первая группа – это нормальные виды диссоциации, сюда относятся обыденные автоматизмы – например чистка зубов; Гипноз, а также Эго состояния – по сути это ситуации, где нам необходимо подавить свои эмоции, например, когда волнуемся на выступлении.

Далее идут диссоциативные эпизоды: диссоциативные эпизоды – это ситуации чрезмерного стресса страха; подавления своих иных функций, например подавление боли; мистический опыт и медитации; дорожный гипноз

Далее идут диссоциативные расстройства, сюда относятся психогенные амнезии и фуги, например, когда я проснулся и не знаю кто я и где я, и деперсонализации, когда я не ощущаю себя собой.



Далее идет группа ПТСР, там проявляются так называемые позитивные и негативные симптомы диссоциации.

Позитивные диссоциации это те которые неподконтрольно вмешиваются в нашу психику, например флешбэки и ночные кошмары, негативные диссоциации, это как раз вытесненная информация типа воспоминаний.

Ну и остальные типы диссоциации уже относятся больше к области психиатрии.

А данные исследования продолжил Доктор Онно ван дер Харт, который заговорил не о процессуальной диссоциации как у Брауна, а о структурной. Он заявил, что наша личность состоит из ряда систем, способствующих нашей адаптации, например система энергетического баланса, система социального взаимодействия и др.

В результате психотравмы происходит формирование барьеров между этими системами, в частности система защиты отделяется от остальных систем. Затем в зависимости от степени диссоциации система защиты тоже может разбиваться на части.

В итоге изолированные подсистемы формируют то, что было названо отдельными личностями, одна из которых — это внешне нормальная личность, т.е. это та с помощью, которой мы адаптируемся к миру и другая это аффективная личность – диссоциированная личность, которую мы в себе не принимаем. И чем больше степень диссоциации, тем больше таких так называемых личностей. Правда надо понимать, что речь здесь идет не о раздвоении личности, а о паттернах и системах реагирования, которые человек плохо контролирует.  В зависимости от количества диссоциированных личностей Ван дер Харт выделил уровни расстройства.

 

Нейрофизиология диссоциации

И это все были лишь психологические модели и доводы по поводу диссоциации, однако, диссоциация получала и свое нейрофизиологическое обоснование. И здесь, конечно, стоит упомянуть эксперименты Роджера Сперри с расщепленным мозгом

Сперри исследовал людей, которым разделили полушария мозга в результате операции по избавлению от эпилепсии. На первый взгляд такие люди выглядели вполне обычно.

Обычно до того момента как два полушария человека не начинали вести себя как две раздельные личности со своими мыслями, чувствами, и поведением. Например, левая рука могла брать один объект, а речью человек обозначал совершенно другой. Или если левому глазу показывали фото обнаженный женщины больной краснел, но когда спрашивали, что он только что видел, то больной отвечал, что ничего.

Таким образом Сперри показал, что структуры нашего мозга вполне способны функционировать изолировано друг от друга, и тому множество примеров и в психиатрии. Например, синдром чужой руки, когда рука человека начинает вытворять что хочет вне зависимости от его воли. Или шизофрения, когда человек воспринимает образы не как фантазию, порожденную им самим, а как галлюцинации, существующие независимо от него.

Но вернемся к Сперри, уже позже на основе его выводов, Йетс Нешби создают свою сетевую теорию травматической диссоциации.

В рамках сетевого подхода они рассматривали нашу психику как нейросеть в виде совокупности узлов и связей между ними и при этом они развили идеи Роджера Сперри.

Они предложили идею, что в момент травмы также расщепляется связь между полушариями и в итоге наши действия ощущения и эмоции расщепляются с вербальной системой в результате чего мы и теряем возможности контролировать и вербализовывать травматические части.

И это был небольшой, а может и большой исторический обзор психологических теорий диссоциации. Из него вы могли понять, что что некоторые элементы нашей психики вполне способны функционировать изолировано от нашего сознания, что происходит из-а расщепления нашей памяти в момент травмы. Но это конечно лишь психологические теории, в следующем ролике мы поговорим уже о реальных нейрофизиологических доказательствах диссоциации.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, бессознательное, психическая травма, диссоциация
Комментарии
Сергеева Дарья Владимировна
Очень последовательный обзор. Спасибо!!
№1 | 23 июля 2021
[ добавить комментарий ]