Стадии развития в психоанализе Эрика Эриксона
Эрик Эриксон является одним из наиболее знаменитых представителей Эго-психологии, который наибольшее внимание уделяет адаптационным возможностям человека и его актуальному развитию, что и предопределило ряд аспектом в которых он расходится с ортодоксальной теорией Зигмунда Фрейда.
Так вот Взгляды Эриксона отошли от Фрейдистских по ряду значимых пунктов. Во-первых, в своей работе он уделял наибольшее внимание не Оно или бессознательному, а Эго человека или его Я. С позиции Эриксона, именно Эго составляет основу поведения и функционирования индивида, отвечая за его социальною адаптацию. Подобный взгляд, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психоанализа в котором Эго просто пыталось разрешить конфликт между инстинктами и моралью, так как теперь люди воспринимались как более рациональные и поэтому принимающих осознанные решения. Во-вторых, Эриксон рассматривает значимость в развитии человека социально-культурного контекста. Если Фрейда интересовало именно влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон указывает на важность исторических условий, в которых формируется его Я. Он основывается на результатах наблюдений за людьми из разных культур, показывая, что развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей. В-третьих, если Фрейд ограничивался в рассмотрении развития индивида только его детством, доходя максимум до подросткового возраста, то теория развития Эриксона идет дальше и охватывает всю жизнь человека от раннего детства до поздней старости. В-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Фрейд делал акцент на патологию и на то, как травма предопределяет последующее развитие индивида, в то время как Эриксон, наоборот, отталкивался от нормы и здорового состояния пытаясь привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности. Все эти положения и привели к созданию одной из наиболее знаменитых периодизаций развития человека на сегодняшний день. Принципы развития
Как вы уже догадались сегодня мы будем разбирать периодизацию развития по Эрику Эриксону, однако перед этим нам надо понять на каких принципах она построена. - Во-первых, Эриксон считал, что личность развивается ступенчато. Каждая из стадий наступает только в определенный уготованный для нее период и зависит от социальных и биологических факторов. При этом прохождение тех или иных стадии заложено самим обществом, которое одобряет развитие человека на пути к большей социализации.
- Каждая стадия характеризуется специфичной задачей – проблемой которая предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.
- Переход со стадии на стадию и разрешение или не разрешение задачи знаменуется конфликтом или кризисом, который возникает как следствие достижения определенного уровня зрелости и социальных требований.
Именно способом разрешения конфликта и определяется дальнейшее поведение индивида и в том числе его неврозы. Все эти пункты выразились в восьми стадиях развития, описанных Эриксоном. Стадии развитияЭриксон выделил восемь этапов в развитии идентичности, в течение которых человек переходит от одной стадии осознания себя к другой. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать. Первые стадии из классификации Эриксона в целом повторяют стадии психосексуального развития Фрейда - Первая стадия (орально-сенсорная) – до года. В это время развитие определяется в основном родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия. При этом доверие связано прежде всего не с уровнем заботы, а скорее со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса здесь является ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это способствует появлению у него ощущений страха, подозрительности и опасений за свое благополучие
- Вторая стадия (мышечно-анальная) – с года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружающих, которое связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться либо как форма заботы, либо как деструктивная форма обуздания и пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа "пусть попробует" и, напротив, попустительство. Соответственно в зависимости от отношения родителей и их способов контроля у ребенка формируется либо установка добровольности, либо упрямства.
- Третья стадия (локомоторно-генитальная) – с трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле. При этом социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, а похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир, то есть игрушки, домашние животные, братья и сестры. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. "Я – тот, кем я буду" – становится у ребенка главным ощущением самотождественности во время периода игры. Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у его собственной воли. Если родители поощряют инициативу ребенка, то он благополучно пройдет эту стадию, если же родители не позволяют ребенку действовать самостоятельно и критикуют за любые его проявления, то тогда у него формируется чувство вины, и он перестает проявлять активность.
- Четвертая стадия – с шести до 14 лет, в течение нее у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период основную роль играют школа, одноклассники и новое социальное окружение и от того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями зависит развитие данных качеств личности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше и сформировать чувство неполноценности. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса или религия, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
- Пятая стадия – с 14 до 20 лет – связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором являются общение со сверстниками, выбор профессии или ВУЗа, т.е. фактически выбор путей дальнейшей жизни. Именно поэтому в это время для человека наибольшее значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими. При этом развитие подростка происходит под сильным влиянием социальных групп, с которыми они себя отождествляют. Например, Эриксон обращал внимание на то, что чрезмерное отождествление с популярными артистами подавляет рост личности. Неспособность человека достичь своей самотождественности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис Идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.
- Шестая стадия – с 20 до 35 лет и связана с развитием близких отношений, особенно с людьми противоположного пола. Эта стадия характеризуется интимностью, то есть слиянием с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Здесь же ярко видно и влияние предыдущих стадий, например если человек не сформировал доверие, то его отношения не будут интимными, а если ему не была привита инициативность, то он в принципе не сможет этих отношений завести. В итоге если человек так и не достигает связи с кем-то другим, то у него развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
- Седьмая стадия – с 35 до 60-65 лет связана либо со стремлением человека к развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим местом, а также его общение с детьми. В этом случае человек становится продуктивным и продолжает свое развитие. Однако, взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это обычно и относят к кризису среднего возраста, который выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс развития и гибельны для личности
- Восьмая, последняя, стадия наступает после 60-65 лет, когда человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря.
Не смотря на детерминизм и кажущуюся предопределенность данных стадий, Эриксон был убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть возможность разрешить и предыдущий, и нынешний кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое положения о свободе воли, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи. ИдентичностьМы уже много раз упоминали такие понятия как идентичность и самотождественность человека. Именно нахождение идентичности является значимой целью психотерапии и во многом именно заслугой Эриксона является раскрытие данного понятия. Понятием «идентичность» Эриксон описывает сумму всего, что делает человека личностью неизменной и относительно стабильной во времени, пространстве и обществе. И в этом смысле хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности и писал о пагубности внутренних конфликтов. ЗаключениеНесмотря на свою популярность, теория Эриксона, как и теории большинства психоаналитиков не имеют никакого реального подтверждения, что связано, конечно, прежде всего с ее абстрактностью. Такие понятия, как доверие или чувство вины просто не поддаются научному описанию, а потому невозможно установить их эмпирическую состоятельность. Другая трудность обусловлена тем обстоятельством, что валидизация теории Эриксона требует широких лонгитюдных исследований на протяжении всей жизни человека, и вряд ли кто-то этим будет заниматься. Однако, в целом это не то, чтобы сильно умаляет практической важности теории, ведь Эриксон действительно обозначил ряд значимых конфликтов, которые так или иначе могут всплыть в практике работы с клиентом. Знание же теории позволяет распознать подобные конфликты и помочь человеку в их решении. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, стадии развития, периодизации развития, эриксон
|
|
Добавить комментарий »