Механизмы защиты психики и детский психоанализ по Анне ФрейдМой блог / Просмотр публикации
Анна Фрейд основала новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию и как не сложно догадаться из названия Фрейд придавала первостепенную важность именно инстанции эго, то есть сознанию человека, а не раскрытию бессознательных причин как это делали ранние психоаналитики. Свои Взгляды она сформировала на основе своих наблюдений за младенцами и маленькими детьми, надолго разлученными с родителями. Она отметила, что младенцы в первые несколько месяцев жизни всецело зависят от своих физических нужд, так, что малыши, разлученные со своими матерями, уже на ранних стадиях развития обнаруживают признаки расстройства.
Процесс развитияОтсюда родилась ее идея о значимости в развитии перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, а также роли эго в процессе социализации. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Новорожденный, по ее мнению, руководствуется лишь принципом удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако для удовлетворения таких проявлений всегда требуется какой-то внешний объект, в данном случае мама ребенка. По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Так, для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Одни дети отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения, а любые замещения отвергаются. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения, и они вполне могут заместить одну потребность другой. Причем подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока решение об их удовлетворении его желаний лежит на стороне внешнего мира. В этом случае она также говорит об асоциальности ребенка, когда первостепенными для него являются естественные проявления жадности, агрессии и других проявлений эгоизма. От этой зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек сам получает возможность контролировать и удовлетворять свои побуждения. Таким образом на смену принципа удовольствия приходит принцип реальности. Именно принцип реальности, по словам А. Фрейд, создает пространство для отсрочки удовлетворения и учета социального окружения и его требований. И именно здесь играют важнейшую роль защитные механизмы психики, которые и обеспечивают социализацию. Так, некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность, направляются на другие цели или сублимируются и т.д. Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации – таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формирование эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем. Таким образом развитие по Анне Фрейд происходит через преобразование детских бессознательных и асоциальных побуждений в социально приемлемые конструкты и формирование Сверх-Я, за счет Эго и механизмов защиты психики, которые оно использует. При этом говоря конкретно о стадиях развития психики Анна Фрейд вышла за рамки фрейдистских психосексуальных стадий и предложила концепцию «линий развития», понимаемых как набор разворачивающихся потенциалов.
Линии развитияАнна Фрейд заявляла, что вряд ли стоит рассматривать какую-то точную хронологию развития, а скорее стоит говорить о линиях или тенденциях в развитии человека, причем таких линий можно отметить бесконечное количество в зависимости от выбранной сферы. Например, те же фрейдистские стадии психосексуального развития можно рассматривать как стадии созревание либидинального драйва. При этом сама Фрейд также выделила несколько подобных линий, например, линии телесной независимости: «от сосания к рациональному питанию», «от пеленок к контролю за кишечником», «от отсутствия самообслуживания до принятия ответственности по уходу за телом». Или Линии формирования социальных отношений «От эгоцентричности к партнерству или дружбе)», «От тела к игрушке», «от игры к работе». Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. При этом в процессе диагностики важно не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями.
Защитные механизмыКак я уже сказал, процесс развития личности рассматривается А. Фрейд прежде всего как процесс развития Эго, и главная задача, которая решается в процессе такого развития – это адаптация к постоянно меняющимся условиям существования. Такая адаптация к условиям среды происходит за счет защитных механизмов психики, которые использует Эго для видоизменения внутренних влечений в соответствии с внешними требованиями. Именно действие защит превращает первично недифференцированные инстинкты любви и ненависти в дифференцированные чувства. Например, ненависть – в гнев, ревность, раздражение, зависть, а любовь – в уважение, восхищение или принятие. Все оттенки разных чувств становятся производными действия защит. При этом сами психологические защиты выступают как действия психики человека, направленные на избежание негативных ситуаций. Простой пример мы можем вспомнить еще из ролика про Альфреда Адлера, когда человек страдая от какого своего недостатка пытается компенсировать его, например, больной ребенок, подрастая становится выдающимся спортсменом. Хотя, конечно, у Анны Фрейд имеются в виду прежде всего неосознаваемые негативные побуждения. И если Фрейд в качестве таких причин для защиты выделял в основном биологически заложенные типы тревоги, то его дочь добавляет и те, которые возникают в дальнейшей жизни человека из-за необходимости существования «Я» в синтезе. Так, взрослое «Я» требует определенной гармонии между своими импульсами, вследствие чего возникает ряд конфликтов, в частности между гомосексуальностью и гетеросексуальностью, между пассивностью и активностью, между социализацией и агрессией и многие другие. Все подобные конфликты также порождают необходимость в защитных механизмах. Ну и переходя непосредственно к защитным механизмам по Фрейд, их список стоит начать с вытеснения. Именно вытеснение лежит в основе всех остальных психических защит.
И это далеко не весь список защит, которые рассматриваются в книге Фрейд, однако, к сожалению, в этой же книги вы не найдете строгой классификации, а сам этот список в принципе и сейчас пополняется психоаналитиками. Что намного важнее понять так это то, что в психоанализе Анны Фрейд именно психологические защиты и эго выходят на первый план, а не трактовки бессознательного материала. Так, Анна Фрейд подчеркивала, что внимание психоаналитика всегда должно быть сосредоточено на защитных функциях эго, которые можно было наблюдать в ассоциациях пациента. Аналитику нужно было идентифицировать, маркировать и исследовать защиты по мере их появления и именно на интерпретацию защит и делался основной упор. Проще говоря, эго психология делает больший акцент, на то как человек адаптируется к среде здесь и сейчас, а не на событиях прошлого, помогая изменить текущие способы взаимодействия со средой
Детский психоанализАнна Фрейд, как и Мелани Кляйн является еще одной пионеркой детского психоанализа, а в своих лекциях, она рассмотрела основные проблемы в этой сфере. Так, Ребенок, в отличие от взрослого, никогда не является инициатором начала анализа — решение об анализе всегда принимают его родители, и в противовес Мелани Клянй Анна Фрейд считала это серьезным препятствием для терапии, а потому ставила первой задачей вызвать в ребенке заинтересованность и согласие на лечение. Эту часть психоаналитической работы она выделяет в отдельный период детского психоанализа — подготовительный. Этот этап направлен на формирование у ребенка положительного переноса по отношению к аналитику, который должен проявится в трех условиях, необходимых для начала анализа: осознание болезни, доверие к аналитику и решение на анализ. Вот один из примеров такой работы по Фрейд. Одна шестилетняя пациентка сообщила: «Во мне сидит черт. Можно ли вынуть его?». Ответ был таков: да, можно, но если мы решим вместе это сделать, то придется выполнить множество не слишком приятных вещей. Девочка подумал и согласилась. При этом отрицательный перенос, скорее считался препятствием для психотерапии, а сам анализ переноса не считался столь важным, так как в раннем возрасте перенос родительских фигур еще не формируется, поскольку ребенок и так находится в тесном контакте с родственниками. В итоге, после этого этапа начинается уже непосредственно процедура детского анализа. Фрейд приводит 4 основных приема классического психоанализа и рассматривает их применительно к детскому Работа с воспоминаниями. В детском анализе не приходится сильно рассчитывать на собственные воспоминания ребенка поэтому автор предлагает активно собирать и использовать сведения от родителей. При этом надо учитывать все неточности и искажения, возможно обусловленные личностными мотивами. Толкование сновидений. Что касается толкования сновидений, то здесь, по мнению Анны Фрейд, вполне применимы те же приемы, что используются в работе со взрослыми людьми. В работе она сообщает малышу, что «само сновидение ничего не может сделать, каждую свою часть оно откуда-нибудь да взяло», а затем они вместе «отправляются на поиски этого места». В эту же группу приемов выделяется анализ фантазий или «снов наяву», то есть того, о чем мечтают дети. При этом у детей встречаются фантазии, связанные по сюжету, которые ребенок рассказывает от сеанса к сеансу. В самых удачных случаях, аналитик может войти с ребенком в настолько тесный контакт, что ребенок будет ежедневно рассказывать продолжение своего сна наяву, что является очень удобным и достоверным источником информации о его актуальном внутреннем состоянии. Примерно также используется и метод толкование рисунков детей. Касаясь метода свободных ассоциаций, Анна Фрейд замечает, что у ребенка, как правило, отсутствует готовность к ассоциированию. Именно поэтому, по ее мнению, детский анализ считается особенно трудной областью применения учения Фрейда. Однако, иногда можно «спровоцировать» ребенка давать некоторые ассоциации окольным путем. Так, например, однажды удалось использовать метод свободных ассоциаций, когда девочку просили «сесть на корточки с закрытыми глазами и прислушаться к тому, что происходило внутри». Девочка, охотно выполняла эту инструкцию и рассказывала все, что «приходило на ум». Однако, уже в то время были попытки заменить свободные ассоциации игрой, например в практике Мелани Кляйн, о которой был предыдущий ролик, и позже эти методы получили широкое развитие. Анна Фрейд также обращает внимание на различные тонкости психоанализа, связанные с незрелостью личности ребенка. Например, в отличие от взрослого ребенок очень зависим от окружающего мира и родственников, что оказывает намного большее влияние на протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем маленького пациента, так или иначе, обусловлены незрелостью структуры Супер - Эго. Чтобы провести анализ аналитик «должен занять место его Я-идеала. Таким образом, в детском психоанализе намечается явная связь с воспитанием — из-за слабости Я-идеала ребенка и его эмоциональной зависимости он не способен самостоятельно сдерживать свои побуждения и для этого ему нужен человек (психоаналитик), обладающий авторитетом в воспитательном отношении.
ВыводыАнна Фрейд стала достойной продолжательницей идей своего отца. Она внесла огромный вклад в психоанализ став родоначальницей такого направления как Эго-психология и создателем теории психических защит, понятие о которых используется в большинстве видов психотерапии. Интересно, что именно Анна Фрейд впервые описала явление, которое через много лет назовут «стокгольмским синдромом», когда Жертва начинает ассоциировать себя с нападающим и приписывать ему хорошие качества, поскольку считает, что в этом случае агрессор не станет причинять ей зла. Ну и говоря об отношениях с папой, Зигмунд Фрейд всегда называл Анну своей главной привязанностью, но при этом с ней он вел себя нарочито холодно и никогда не выказывал своих чувств. Анна, в свою очередь, посвятила жизнь отцу, став его коллегой, личной помощницей и сиделкой. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, фрейд, защитные механизмы психики, проекция, сублимация
Другие публикации:
|
Добавить комментарий »