MENU
Главная » История возрастной психологии (психологии развития, детской психологии).


В ролике кратко рассматривается пройденный материал по курсу "Российская детская психология". Рассмотрены идеи возрастной психологии и психологии развития, таких авторов как:
1. А.Ф. Лазурский (концепция научной характерологии)
2. П.Ф. Лесгафт (теория физического воспитания)
3. П.Ф.Каптерев (свойства детской психики)
4. П.П. Блонский (идеи биогенетического направления).
5. А.Б. Залкинд (идеи социогенетического направления).
6. В.М. Бехтерев (соотношение коллектива и личности, понятия личности, индивида, индивидуальности).
7. М.Я. Басов (концепция деятельности и этапы ее развития).
8. Л.С. Выготский (культурно-историческая концепция, формирование высших психических функций, механизм интериоризации, периодизация развития психики, зона ближайшего развития).
... Читать дальше »

Категория: История возрастной психологии (психологии развития, детской психологии). | Просмотров: 51 | Добавил: simplepsychology | Дата: 18.12.2015 | Комментарии (0)


В качестве способа преодоления недостатков психоаналитического и бихевиорального подходов появилась новая школа "гуманистическая психология". В ролике рассматриваются идеи:
1. Гордона Олпорта (уникальность личности, черты).
2. Абрахама Маслоу (самоактуализация).
3. Карла Роджерса (феноменальное поле, конгруэнтность).




В ролике кратко рассмтривается пройденный материал по вкладу генетических психологов в возрастную психологию и психологию развития. В частности:
1. Жан Пиаже (схемы, ассимиляция и аккомодация, периодизация развития мышления, эгоцентризм).
2. Анри Валлон (эмоции и действия в развитии познания, периодизация развития личности).
3. Леонарт Кольберг (теория развития нравственности)
4. Джером Брунер (теория перцептивных гипотез, социальное восприятие).

 



Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в "начале 20-х годов в Германии. В ее основе лежит понятие гештальта. А развитие понимается, как интеграция и дифференциация гештальтов. В ролике рассмотрены следующие авторы.
1. Макс Вертгеймер (понятие гештальта, законы образования гештальтов)
2. Курт Коффка (процессы развития и созревания гештальтов).
3. Ганс Фолькельт (исследования детских рисунков, интеграция гештальтов).
4. Вольфганг Келер  (открытие инсайта)
5. Курт Левин (теория поля, методы воспитания).



Предметом изучения бихевиоризма стало поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.
Развитие поведения, в основе которого лежит формирование новых связей между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребенка.
Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением.
В видео рассматриваются исследователи:
1. Джон Уотсон (предмет и метод психологии поведения)
2. Эдвард ЛиТорндайк (метод проб и ошибок, законы научения)
3. Берхауз Фредерик Скиннер (оперантное обучение)
4. Джордж Мид (социальный бихевиоризм).
5. Джон Доллард (теория фрустрации).
6. Ричард Уолтерс (частичное подкрепление).
7. Альберт Бандура (социальное научение, исследования и коррекция агрессивного поведения).



В видео кратко рассмотрен психоаналитический период в истории возрастной (детской) психологии, и тот вклад, который психоаналитики сделали в психологию развития. В частности, рассмотрены идеи таких авторов как:
1. Зигмунд Фрейд (стадии психосексуального развития, движущие силы развития, понятие развития).
2. Альфред Адлер (неполноценность и компенсация, роль социума в развитии личности).
3. Карен Хорни (причины и виды тревоги и способы ее преодоления, структура образа "Я").
4. Анна Фрейд и Мелани Кляйн (исследования агрессивного поведения и патологической агрессии, способы преодоления агрессии).
5. Эрик Эриксон (роль широкого социального круга в развитии, этапы развития идентичности).
6. Джон Боулби (теория привязанности).
На данный момент психоанализ утратил свою а ... Читать дальше »



Ролик кратко рассматривает период становления возрастной психологии как науки. Рассматриваются следующие исследователи:
1. Родоначальники возрастной психологии: Тидеман, Тен, Уильям Джеймс, Кусмауль, Ушинский, Мюнстерберг.
2. Вильям Прейер (задачи и метод детской психологии)
3. Стенли Холл (создание педологии, теория рекапитуляции)
4. Гетчинсон (периодизация на основе способа добывания пищи)
5. Джеймс Селли (идеи ассоцианизма в детской психологии)
6. Эрнст Меймам (периодизация развития интеллекта)
7. Эдуард Клапаред (теория игры, саморазвертывание психических задатков, этапы развития психики)
8. Арнольд Гезелл (темпы психического развития)
9. Джеймс Болдуин (целостное развитие личностно)
10. Вильям Штерн (теория конвергенции, содержание и форма игры)
1 ... Читать дальше »



В видео кратко рассматривается предыстория возникновения возрастной (детской) психологии и психологии развития.
Рассматриваются периоды: античности, эллинизма, средневековья, возрождения, нового времени.
В эпоху античности рассматриваются идеи следующих философов:
1. Гераклит (идея связи развития души и мышления)
2. Протагор (формирование социально одобряемого поведения)
3. Демокрит (решающая роль воспитания в формировании личности)
4. Сократ (методы обучения и актуализация знаний)
5. Платон (вопросы генезиса понятий)
6. Аристотель (законы ассоциаций, роль психических функций в формировании интеллекта)
В эпоху эллинизма:
1. Квинтилиан (вопросы одаренности)
2. Эпикур (контроль над желаниями)
3. Сенека (контроль аффектов)
В средние века:
... Читать дальше »



Исследования Лидии Ильиничны Божович были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними мотивами.
Она выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе.
Описала функции личности, а также ввела понятия ввела понятие "внутренняя позиция" и "смысловой барьер".



Исследования Д.Б. Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации.
Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят: сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения.
Большое значение имела и разработанная им периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности – познавательную и мотивационную.
Внутри каждого периода смена ведущего типа деятельности осуществляется на протяжении трёх стадий.
Основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.
Кризис как раз совпадает с периодом максимального разрыва между уровнем развития двух сторон деятельности.

 


1 2 3 ... 6 7 »